Строительство Саранской сторожевой черты

15.05.14
3744
0

С самого начала существования Российского государства наши предки были вынуждены защищаться от грозных врагов: половцев, монголо-татар, немецких рыцарей и т.д. И большую помощь в этом оказывали города, которые создавались как неприступные крепости. В случае надвигающейся опасности, такой город-крепость защищал не только горожан, но и жителей близлежащих сел и деревень.

После того как монголо-татары, одни из самых опасных и коварных врагов, были повержены, Российское государство начало осваивать малозаселённые земли на востоке и юге. Предполагалось это сделать за счет так называемых засечных черт - многокилометровых укреплений, которые очерчивали границы нашего государства. Засечная черта представляла собой несколько городов-крепостей, соединенных между собой глубоким земляным валом. А для того чтобы противник не проник через леса, в них вырубались и сваливались в беспорядке деревья, образуя непроходимые заслоны.

В 1638 году царь Михаил Федорович принял решение создать пограничное заградительное сооружение - сторожевую засечную черту, которая защищала бы южные границы страны в районе Поволжья. Причиной этому послужили многочисленные набеги ногайских и крымских татар на местные населенные пункты. В этом же году началось строительство. Работы было много: сооружение должно было простираться от Сурского острога (крепости) на Атемар, Саранск и до Шишкеева. Этот участок новой линии русских пограничных крепостей считался одним из срочных.

Главным пунктом новой сторожевой черты в Мордовии вначале был город Атемар, поэтому и сама черта в первые годы ее существования называлась Атемарской. Затем её переименовали в Саранскую. Почему в первую очередь строительство новой сторожевой черты проходило на участке от Суры до Шишкеева? Опять-таки потому, что здесь охранялись от набегов крымских и ногайских орд сразу две большие дороги: Крымская (из Крыма в Казань) и Сурская (из Прикаспия в Москву и Нижний Новгород). Защита дорог, как и поселений, считалось важнейшей задачей, так как по этим дорогам из города в город проходили торговые пути.

Бахмустов О.С.

Социальные комментарии Cackle