Известные уроженцы Мордовии: епископ Серафим

28.03.14
2154
0


В истории нашего края заметный след оставили немало фамилий, многие из которых в силу объективных причин были забыты. На то была воля эпохи: советские власти активно старались стереть из людской памяти все и всех, кто когда-то верой и правдой служил царю и Отечеству. Да и такая наука, как краеведение, или местная история, была, в отличие от академических направлений, не в почете, оставаясь долгое время уделом энтузиастов. Однако за последние два десятилетия ситуация несколько улучшилась; к «жизни» вернулись многие интересные и важные свидетельства о событиях и людях. К незаслуженно забытым в полной мере относится фамилия Юшковых, точнее Владимир Иоаннович Юшков, епископ Серафим, один из первых епископов Саранской епархии.

Серафим (в миру Юшков Владимир Иоаннович) родился в 1865 году  в Малоярославце Калужской области. Происходил из семьи церковнослужителей. Отец, Иван Юшков, служил диаконом в храмах с. Лобаски Лукояновского уезда Нижегородской губернии (ныне Ичалковского района Мордовии) у священника М. П. Модератова и его сына Е. М. Модератова, затем в селе Пушкино Саранского уезда (ныне Ромодановского района Мордовии) у священника П. П. Филаретова. Владыка Серафим окончил Пензенскую духовную семинарию, был рукоположен в сан диакона, затем пресвитера и направлен на службу вторым, затем первым священником в новопостроенную Троицкую церковь села Трофимовщина Саранского уезда (ныне Ромодановского района Мордовии. В 1888 году у Владимира Иоанновича родился сын, будущий академик С. В. Юшков.

Недолго прослужив в храме с. Салма Саранского уезда,  Владимир Иоаннович в 1895 году переезжает в Москву, приняв предложение епископа Гурия поступить к нему келейником с дальнейшим пострижением в монашество в Московском Донском монастыре. Однако необходимость вырастить сына и дать ему образование удержали В. И. Юшкова от пострига. В начале XX века он вступил в сотрудничество с известным петербургским издателем и просветителем М. М. Стасюлевичем и принял участие в создании учебного заведения нового типа – политехнической школы, в которой преподавал Закон Божий. Однако в 1918 году по приказу советских властей школа была закрыта, и Владимир Иоаннович был вынужден переехать в Саратов, а затем и в город Кузнецк, где настоятельствовал в храме. В этот период советская власть активно предпринимала попытки «приручить» православие и сделать из него мощный пропагандистский инструмент. Сговорившуюся с большевиками часть священнослужителей назвали обновленцами. Именно в годы борьбы с обновленчеством Владимир Иоаннович занял твердую позицию на стороне Тихоновского направления, и в обход Пензы, где имелось сильное влияние обновленцев-раскольников, он установил связи с духовенством Саранска, куда передавал документы, получаемые из Священного Синода. Когда Священный Синод принял правильное решение укрепить свои позиции назначением в крупные уездные центры епископов-викариев, В. И. Юшков принял монашество с именем Серафим и в августе 1924 года был рукоположен в  сан епископа Саранского, викария Пензенской епархии.

В Саранске епископ был встречен властями с крайним неудовольствием. В июле 1925 года последовало назначение его епископом Лукояновским, викарием Нижегородской епархии. В 1929 – 1935 годах он принимает пост епископа Кузнецкого, викария Саратовской епархии. Находясь в Лукоянове и Кузнецке, Владимир Иоаннович не терял связей со священнослужителями Саранска, часто выступая письменно в роли третейского судьи и советчика в вопросах взаимоотношения церкви и государства и борьбы с расколом на местном уровне. В 1935 году отец Серафим ушел на покой, после чего сразу же был арестован и приговорен к 10 годам тюрьмы. Вместе с епископом Серафимом была осуждена целая группа священнослужителей Кузнецкого района. По ходатайству сына, академика С. В. Юшкова, тюремное заключение владыке Серафиму было заменено  ссылкой на Урал, а затем и досрочным освобождением (по болезни). Последние годы жизни В.И. Юшков провел в г. Малоярославце, в доме, купленном сыном. Отец Серафим умер в 1952 году. Похоронен на местном кладбище при большом стечении народа.

Бахмустов О.С.

Социальные комментарии Cackle