Известные уроженцы Мордовии: Арапов Пимен Николаевич

28.03.14
4883
0


Внутренняя российская политика второй половины XVIII века внесла существенный вклад в развитие дворянства. Как известно, дворянами называли служилых людей, которым за службу государь жаловал земли, крестьян и деньги. Другими словами, дворяне суть профессиональные военнообязанные. Манифест Петра III и дальнейший законодательный акт Екатерины II существенно изменил жизнь этого сословия – теперь вместо обязательных 25 лет службы на благо государства, дворянам, по сути, даровалась свобода, но с одной оговоркой: в случае войны, они были обязаны явиться на сборный пункт полностью готовыми к военному походу. Впоследствии, многие дворяне оставили свои столичные и около столичные имения и вернулись в свои родовые гнезда, в провинцию. В дальнейшем это время будет названо периодом расцвета дворянской культуры, поскольку именно тогда элементы столичной культурной жизни начнут проявляться в провинции. Архитектурные изыски дворянских усадеб, дворянские клубы, художественные студии и провинциальные театры, в которых зачастую учились и работали крестьяне, личные типографии и т.д. – все это вошло в обыденность провинции с возвращением дворян. И именно дворянская среда «дарила» миру светлые умы, многие из которых сейчас, к сожалению, забыты…

Одним из ярких представителей местного дворянства был Пимен Николаевич Арапов, крупный историк русского театра.

Пимен Арапов родился в деревне Араповке Саранского уезда Пензенской епархии 6 августа 1796 года и принадлежал к очень крупному и известному во всей России дворянскому роду. Он получил очень хорошее домашнее образование, так как отец его принадлежал к числу богатейших помещиков края и мог позволить себе нанимать для сына дорогих гувернеров и учителей, в том числе иностранных. Результат не заставил себя долго ждать - первые свои литературные опыты Пимен представил миру в годы обучения в московском пансионе В. В. Измайлова и в пансионе при Московском университете, то есть в подростковом возрасте. И этими опытами стали переводы с немецкого двух повестей – «Тильзитский мир» и «Смерть Карла Первого, короля английского». 

В 16 лет Арапов поступил в Московский университет на словесное отделение, успешно учился, не забывая и о литературных трудах. В эти годы он написал несколько патриотических брошюр, посвященных войне  с Наполеоном, сотрудничал в самом лучшем русском журнале «Вестник Европы», – и вдруг, уже по окончании университета, резко изменил род занятий и поступил на военную службу, определившись в Преображенский полк, где стала складываться его военная карьера, и весьма успешно. Однако в 1821 году Пимен Арапов оставляет военную службу и переходит на гражданскую под начало самого  М. М. Сперанского, реформатора русской бюрократии, которого знал еще по Пензе. В 1825 году Арапов перевелся в Москву, в канцелярию генерал-губернатора князя Д. В. Голицына. Как секретарь при князе, Арапов ведал городскими казенными театрами, – и именно тогда он понял свое жизненное предназначение. Карьера тем временем продолжала успешно складываться: Арапов исполнял должность вице-губернатора в Саратове и Новгороде, состоял на высоких постах в министерствах Двора и финансов.

Но настоящим его занятием стала драматургия и история русского театра. В Петербурге и Москве Пимен Арапов познакомился со многими театральными деятелями и актерами, в том числе с князем А. А. Шаховским, П. А. Катениным, А. В. Каратыгиным, И. А. Дмитревским. Как литератор, он сотрудничал с журналами «Благонамеренный», «Сын Отечества»; опубликовал много стихотворений и статей. Только за 1820-е годы он  опубликовал и поставил 13 пьес, в основном это были переводы европейских драматургов – «Путешественники в дилижансах», «Тоберн, шведский рыцарь», «Фанфан-тюльпан», «Волшебное стекло», «Польдер, амстердамский палач», переделки из Скриба, Лафонтена, Дюканжа и другие. Пьесы имели успех, а имя Арапова театральная публика запомнила на многие годы вперед. Кроме того, Арапов был известен и как издатель: под его началом выходили альманахи «Радуга», «Драматический альбом», «Драматический букет», – издания, в которых он опубликовал многочисленные биографии и портреты русских артистов. Эти очерки критики признавали превосходными. Впоследствии П. Н. Арапов публиковался в «Русском художественном листке», «Сыне Отечества», «Северной Пчеле», «Театральном и музыкальном вестнике» и в других изданиях. Из поздних его драматических сочинений критики особо отмечали пьесы «Господин Пикасьет», «Демьянова уха», «Жизнь холостого» и некоторые другие.

Однако в историю русской культуры Пимен Арапов вошел не как драматург: отмечая несомненные достоинства его сочинений, критики тем не менее не решились поставить его труды в один ряд с произведениями классиков драматургии того времени: до Грибоедова, Сухова-Кобылина, Гоголя он явно не дотягивал. Говорили и даже писали, что его пьесы вообще не выдерживали строгой критики. Гораздо важнее другое: Пимен Николаевич Арапов стал первым историком русского театра, человеком, который заложил основы научного и публицистического изучения русского драматического искусства. И до него были люди, которые пытались создать специальные театроведческие труды, но попытки эти или отличались фрагментарностью, или же не имели завершения. А Арапов из года в год, начиная с 1814, собирал материалы об отечественном театре, записывал сведения, полученные от заядлых театралов и актеров, накапливал данные, найденные в периодике и в редких книгах. Написанная им «Летопись русского театра», в которой в хронологическом порядке излагается история русского театра с конца XVII века по начало царствования Николая I, пережила автора, она легла в основу будущих сочинений других исследователей, хоть и относившихся настороженно к субъективным оценкам Арапова, однако без этих оценок уже не обходившихся. Позднее об этом сочинении писали, что оно «навсегда останется  прекрасной справочной книгой, имеющей ценность хотя и сырого, но тщательно и добросовестно подобранного материала». И сам Арапов писал о своей книге, что составлял он «не историю, ибо история театра потребовала бы гораздо обширнейшего объема  драматического искусства,  но верный обзор всего, что произошло от начала мистерий в России до настоящего времени в нашей театральной сфере».

Кроме «Летописи...» Арапов составил еще одну заметную в истории русской культуры книгу – «Драматический альбом», представлявший по сути историко-биографический сборник, в котором он поместил ряд замечательных очерков об артистах и интересные материалы из истории русской сцены. Многие страницы этих книг П. Н. Арапов написал не в Петербурге, а в своем имении, полученном им после раздела родительского наследства – в селе Стародевичий Рукав Краснослободского уезда (ныне село Стародевичье Ельниковского района), где у него имелся дом с прекрасным видом на пойму Мокши и где никто ему не мешал заниматься литературными трудами.

Для изданий «Летописи...» Пимен Николаевич выехал в Петербург, но… за несколько дней до выхода книги, своего главного труда, не дожил, скончавшись 23 марта 1861 года. Его похоронили там же, в Петербурге, на кладбище Александро-Невской лавры.

Участь многих научных трудов зачастую печальна, поскольку со временем, с развитием науки их актуальность стремится к нулю. Также, стереть из людской памяти имя П.Н. Арапова как и других деятелей науки и искусства императорской России «помогли» функционеры новой большевистской власти, люто ненавидевшей дворянское сословие и интеллигенцию в целом. Однако и эта эпоха стала частью истории, и, возможно, сейчас настало время вернуть те самые утраченные культурные ценности – имена наших предков и их труды.

Бахмустов О.С.

Социальные комментарии Cackle