Из истории знаменитой гравюры "Открытие Саранской ярмарки"

25.03.14
3696
0


Пожалуй, нет ни одной книги по истории Мордовии, где не встречалась бы гравюра Э. К. Даммюллера «Открытие Саранской ярмарки». Кроме немногочисленных фотографий с видами города конца XIX – начала XX века, эта работа – вероятно, единственная, сделанная «с натуры», при этом оттиск достоверно отражал как облик самого города, так и церемонию открытия августовской Александровской (или Спасской) ярмарки. Гравюра впервые была опубликованная в 1876 году в журнале «Всемирная иллюстрация». Однако сюжет придумал не сам Даммюллер: гравюра была сделана по серии рисунков художника Николая Дмитриевича Дмитриева-Оренбургского.

Н. Д. Дмитриев-Оренбургский родился в Нижнем Новгороде 1 ноября 1838 г., а псевдоним взял от имения своих родителей, располагавшегося в Оренбургской губернии. Образование он получил вначале домашнее, как это было принято в дворянских семьях, потом учился в Уфимской гимназии, а когда семья переехала в Петербург – посещал классы Академии художеств, особенно курс Ф. А. Бруни. За успехи в учебе он получил на выставках серебряные медали, сначала четыре малых, потом одну большую. В 1860 г. он получил малую золотую медаль, а вот большую золотую медаль, дававшую право на продолжение обучения в Италии, он так и не получил. Зато он принял участие в бунте против академических устоев: он покинул Академию в числе 13 «протестантов», основавших Артель художников. За границу он все же попал, причем за казенный счет: в 1871–1874 годах он проходил обучение в Германии у профессоров Людвига Кнауса и Вениамина Вотье. Скопив средства, он переехал в Париж, где и прожил еще десять лет, активно занимаясь живописью и сотрудничая с Обществом русских худож-ников, весьма заметной творческой артелью столицы мира. В эти годы Николай Дмитриевич написал 30 картин на батальные темы, приобретенные Двором для Помпеевской галереи Зимнего дворца.

Наконец, в 1885 году Дмитриев-Оренбургский вернулся в Россию, окунувшись в жизнь трудную, малоденежную и в творческом отношении не очень содержательную. Чтобы заработать на хлеб насущный, он возобновил связи с иллюстрированными журналами, для которых готовил, как когда-то в молодости, жанровые рисунки по мотивам как собственных, так и чужих набросков, а также фотографий, поступавших в редакции из разных уголков мира. Искусство цинкографии тогда только еще набирало силу, поэтому журналы вынуждены были гравировать весь иллюстративный фонд. Дмитриев-Оренбургский работал для «Всемирной иллюстрации», «Нивы», «Севера», «Живописного обозрения», «Пчелы» и других «иллюминованных» периодических изданий. Попутно он иллюстрировал произведения А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева. 21 апреля 1898 года Н. Д. Дмитриев-Оренбургский скончался.

Среди его бумаг не осталось заметок о пребывании в Саранске; скорее всего художник готовил рисунок, как и многие другие свои работы, в Германии или в Париже, пользуясь при этом своими дорожными набросками, которыми в годы путешествий по России (конец 1860-х – до 1871 года) заполнил многие альбомы. Представляется, что наши прежние представления о времени создания рисунка о Саранске в конце лета 1876 года требуют серьезной коррекции, так как сделан он был по материалам, появившимся несколькими годами раньше, до пожара, погубившего весь центр Саранска в 1869 году. В любом случае по некоторым фрагментам, например по состоянию строившегося нового Спасского собора и по облику спенской церкви, мы можем сделать вывод о сравнительной точности рисунка и его соответствии с реальным состоянием города. Попутно заметим, что фигуры двух женщин, вынесенных на кулисы, совершенно определенно свидетельствуют о том внимании, которой художник придавал этническим особенностям населения: правдивость в изображении одежды является вкладом художника в этнографию народов мордовского края.

Автор рисунка «Открытие Саранской ярмарки», не только достоверно передавшего облик города, но и запечатлевшего начало строительства нового Спасского собора, Николай Дмитриевич Дмитриев-Оренбургский побывал в Саранске в конце 1860-х годов. Тогда же он сделал зарисовки ярмарочных сцен, а составленный им коллаж в полиграфических целях был гравирован. Эта гравюра, разделенная на фрагменты, была также помещена в одном из томов «Живописной России», посвященном Среднему Поволжью. Особое значение имеет та часть коллажа, которая посвящена конному торгу: выращивание тяжеловозов являлось яркой приметой крестьянского быта саранского края.

Бахмустов О.C.

Социальные комментарии Cackle